Путь священника 
Военно-исторический музей
им. Дмитрия Карповича Удовикова

Путь священника

Автор: Максим Родько
Дата: 2022-07-06
Просмотров: 326

Путь священника



Изучая тему истории православной церкви в Дрогичинском районе, мне по счастливой случайности на просторах социальных сетей довелось познакомиться с Ираидой Евгеньевной Финаковой (Шпаковской), дочерью священника Евгения Шпаковского, служившего в Хомской Покровской церкви во второй половине 1940-х – 1950-х гг. Ираида Евгеньевна пенсионерка, много лет проработала в сфере здравоохранения, на данный момент ей 74 года, живет в г. Железногорск, Курской области Российской Федерации. В процессе нашей переписки она поделилась воспоминаниями о жизни их семьи, пастырском служении своего отца, а также фотографиями и документами из семейного архива.


В селе Антиповка Царицинской губернии (ныне Волгоградской обл., Камышинского района, Российской Федерации) 24 февраля 1921 году родился будущий священник Евгений Владимирович Шпаковский. Он был седьмым ребенком в семье протоиерея Владимира Флоровича и Ольги Васильевны Шпаковских. В Царицинской губернии семья оказалась в 1915 году в ходе эвакуации при наступлении войск кайзеровской Германии. До войны Шпаковские жили в местечке Иваново, Гродненской губернии, Кобринского уезда, ныне – это г. Иваново, Брестской области. Туда же они и вернулись в 1922 г. В Иваново отец Владимир продолжил службу настоятелем Свято-Покровской церкви.


В семейном архиве Ираиды Евгеньевны хранится черновой вариант Прошения Его Святейшеству, Святейшему Пимену, Патриарху Московскому и всея Руси, в котором рукой отца Евгения написано следующее: «Отец мой (имеется в виду Владимир Флорович Шпаковский – авт.) был сыном священника. В некрологе Литовских Епархиальных ведомостей за 1875 г. напечатано о смерти моего дедушки священника Флора Васильевича Шпаковского, священнического сына.


Другой дедушка, отец моей матери, протоиерей Василий Николаевич Никольский, был уроженец Тверской губернии».


В Иваново прошли детские и юношеские годы Евгения, где он закончил гимназию. После гимназии, будущий священник работал учителем в школе д. Снитово, недалеко от Иваново, где познакомился со своей будущей женой Татьяной Александровной Гулюк. Пара поженились в ноябре 1942 г. Над белорусской землей полыхал пожар Великой Отечественной войны, но все же 17-летняя Татьяна и Евгений, которому исполнился 21 год, стали мужем и женой. Впереди молодую чету ждала чаша тяжелых испытаний.


После создания семьи Евгений выбирает нелегкий путь священства. Конечно, огромную роль в этом сыграл пример отца, священнические родословные корни. Но главное ? глубокая духовная зрелость молодого человека: «семя упало на добрую землю и принесло плод». Все это, пожалуй, и побудило Евгения возгрузить на себя пастырский крест.


В городе Пинске 7 апреля 1943 г. Евгений Владимирович был рукоположен Архиепископом Александром (Иноземцевым) во диаконы, а 11 апреля, того же года, во священника Свято-Успенской церкви д. Снитово.


В сентябре 1943 г. в д. Снитово, среди бушующего ада войны семью молодого батюшки ждала великая радость, родилась дочь Людмила. Время было тяжелое для всех, днем хозяйничали немцы, а по ночам приходили партизаны, которым старались помогать. Вскоре родственников семьи Шпаковских постигло горе. Жившую на хуторе, недалеко от д. Снитово, семью тети матушки Татьяны Шпаковской оккупанты сожгли за связь с партизанами.


В том же 1943 г. трагедия коснулась семьи старшей сестры отца Евгения, Татьяны Владимировны Калининой (Шпаковской), которая была замужем за священником Серафимом Яковлевичем Калининым, служившем в Петро-Павловской церкви д. Мохро Ивановского района.


Нужно отметить, что Серафим Яковлевич был сыном полкового православного священника Якова Яковлевича Калинина, служившего до Первой мировой войны в с. Детковичи, Кобринского уезда, Гродненской губернии (ныне д. Детковичи, Дрогичинского района, Брестской области). В 1903 году, когда в Российской Империи состоялось прославление преподобного Серафима Саровского в Детковичах в семье батюшки Якова Калинина родился младенец, которого и крестили в честь Саровского чудотворца. Семья полкового священника пережила в годы Первой мировой войны эвакуацию вглубь империи. И в 1915 году двенадцатилетний Серафим вместе с родителями оказался в Самаре.


В годы Великой Отечественной войны отец Серафим не раз спасал жителей д. Мохро от расстрела за связь с партизанами, заверяя немцев, что среди его прихожан таких нет. Сам батюшка и его псаломщик Анатолий Рубанович поддерживали связь с народными мстителями. В конце 1943 г., скорее всего по доносу предателя, батюшка Серафим со своей женой Татьяной Владимировной и детьми были репрессированы. Семью вывезли в немецкий лагерь в Восточной Пруссии. Ужас нечеловеческих условий прибывания в концлагере стал большим испытанием для супругов Калининых. Они потеряли двоих детей: двухлетний сынишка умер от тифа, а другой девятилетний сын погиб от рук немецкий докторов, выкачивающих из детей кровь для лечения солдат вермахта.


В 1944 г. военное лихолетье коснулось и самой семьи священника Евгения Шпаковского. Молодому мужу, отцу и пастырю пришлось расстаться с семьей, покинуть родные места. Гитлеровскими войсками иерей Евгений вместе с местной молодежью был вывезен и отправлен в лагерь для военнопленных и гражданских лиц «Метгеттен» в Восточной Пруссии, недалеко от Кенигсберга.


После освобождения узников лагеря советскими войсками, в марте 1945 г. иерей Евгений Шпаковский был призван в ряды Красной Армии и зачислен красноармейцем 231-го армейского запасного стрелкового полка 39-й армии. Участвовал в освобождении Кенигсберга, попал в плен. Ираида Евгеньевна в воспоминаниях о своем отце пишет: «пленных загнали в подвал большого дома, где в темноте батюшка встретился с зятем ? священником Серафимом Калининым, мужем старшей сестры о. Евгения, Татьяны! Эта встреча ему придала уверенности, что все будет хорошо, ведь имя Серафим означает «Пламенный» и напоминает о Небесном Воинстве. Это была радость большая! Они всю ночь молились, ждали расстрела, но утром были освобождены нашими!»


Известно, что и Серафим Калинин после освобождения из лагеря был в рядах Красной Армии. В марте 1945 г. он был зачислен красноармейцем того же 231-го армейского запасного стрелкового полка 39-й армии что и Евгений Шпаковский.


После боев в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга, 231-й запасной стрелковый полк сражался в боях против Квантунской армии Японии. После победы над Японией 231-й стрелковый полк дислоцировался на юге Китая в Порт-Артуре. Именно там, в октябре 1945 г. красноармеец Серафим Калинин получили предписание о демобилизации, и убыл на малую родину к семье в д. Мохро. А в декабре того же года из Порт-Артура был демобилизован красноармеец Евгений Шпаковский, вернувшийся к семье в д. Снитово.


Евгению Владимировичу Шпаковскому Приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина от 23 августа 1945г. № 327 объявлена благодарность за прорыв Маньчжуро-Чжалайнурского и Холун-Аршанского укрепленных районов японцев, форсирование горного хребта Большой Хинган, преодоление безводных степей Монголии, освобождение Маньчжурии и участие в боях с японцами на Дальнем Востоке.


В сентябре 1945 г. ему была вручена боевая грамота за подписью командующего войсками 39-й армии Героем Советского Союза гвардии генерал-полковником Людниковым следующего содержания:


«Славный путь прошли с боями в рядах нашей армии, много трудностей и тягот пришлось Вам перенести. Наши знамена овеяны славой побед под Духовщиной, Витебском, Таураге, Пилькалленом, Тильзитом, Кенигсбергом. В этих победах есть и доля Вашего ратного труда.


Вместе со своими однополчанами Вы участвовали в героической походе через безводные пустыни Монголии, горные перевалы Большого Хингана и через всю Маньчжурию пронесли наше знамя в священный для русского сердца город Порт-Артур.


За ратные труды и боевые подвиги Вы неоднократно удостаивались благодарности Великого Сталина».


Среди наград солдата-священника ордена и медали - «Отечественной войны II степени», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Приказом Министра обороны СССР, маршала Советского Союза А. Гречко, Шпаковский награжден юбилейным знаком «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне».


После возвращения домой из рядов Красной Армии отец Евгений продолжил свое пастырское служение. Указом правящего архиепископа Минского и Белорусского Василия от 30 января 1946г. иерей Евгений Шпаковский был снова назначен настоятелем Свято-Успенского храма д. Снитово. Но прослужил в нем недолго. Указом архиепископа Пинского и Лунинецкого Даниила 9 сентября 1946 года был переведен настоятелем прихода д. Хомск, Дрогичинского благочиния с обязательством построить новый храм, т. к. прежний старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы во время оккупации немцы жгли 5 июля 1943 г., в день массового убийства жителей д. Хомск. Купол не было, от храма остались одни стены. В 1947 г. к стене разрушенной церкви была сделана пристройка из досок ? молитвенный дом, в котором и начал служить о. Евгений.


Исследуя положение православной конфессии в послевоенный период на Дрогичинщине, в документах Пинского зонального архива мне удалось найти информацию, что для повышения богословского уровня священнослужителей в 1946 году были организованны пастырские курсы, которые работали на протяжении нескольких лет. В 1948 году 12 мая Преосвященному архиепископу Пинскому и Лунинецкому Даниилу поступило сообщение от Учебного Комитета при Священном Синоде: «Разрешить провести в 1948 году краткосрочные пастырские курсы повышения квалификации для священнослужителей Пинской епархии». В списке лиц, для прослушивания краткосрочных пастырских курсов священнослужителей Пинской епархии также указаны священники из приходов Дрогичинского района такие как: священник Субботской церкви ? Никита Абабурко, священник Брашевичской церкви ? Симеон Наумов и священник Хомской церкви ? Евгений Шпаковский.


В Хомске 13 апреля 1948 г. в семье батюшки Евгения рождается вторая дочь Ираида, а через два года сын Владимир.


О хомском периоде служения своего отца, своем послевоенном детстве вспоминает Ираида Евгеньевна: «Жили мы в церковном доме, немного наискосок от храма. Прямо перед домом было «мисто», так, кажется, называлась площадь, на которой в праздничные дни собиралось много подвод, и был базар. Напротив, через площадь был магазинчик, сельпо, кажется. Рядом с домом был переулок ? дорога на Заточье. У нас дома всегда было много народа, приезжали крестить, заходили детей покормить, зимой и крестили у нас, храм не отапливался! И венчаться приезжали, к нам заходили, а мы потом с братом играли в "жениха и невесту". Голодно было тогда всем и наша семья не исключение! Отец на всю жизнь сохранил нестяжание.


Помню, что в пристройке всегда много было народа, справа была лестница, ведущая на хор».


Судя по всему, дощатый молельный дом был пристроен от паперти и до алтаря. Впереди была алтарная часть, которая всегда в восточной стороне. Ираида Евгеньевна хорошо помнит, как однажды отец привел ее с младшим братом со стороны площади через западные двери старого храма в сам храм.


К тому времени там уже росла малина. От входа до стены, где росла ягода, места было немного. «Помню небо над головой голубое, стены, пахнущие дымом и сладкая малина. Это так ярко осталось в памяти!» ? пишет Ираида Евгеньевна. Из воспоминаний Ираиды Евгеньевны можно предположить, что и внутри старого храма продолжались стены новой пристройки.


Начиная с 1952 г. церковный совет Хомской общины ходатайствовал о реставрации сохранившихся остатков каменной церкви, обращаясь с письменным заявлением в органы власти. Прошение сельчан тогда поддержал протоиерей Николай Семенович Дылевский, будучи Дрогичинским благочинным он и заверил заявление прихожан Хомска своей подписью.


У Ираиды Евгеньевны были сомнения, почему в те годы, когда служил ее отец в Хомске, письмо церковного совета подписано неизвестным ей священником. Она решила попробовать разобраться, и ей удалось в одном из номеров Журнала Московской патриархии за 1954 г. найти заметку об отце Николае Дылевском, что и подтвердило ее предположения, что это письмо местный батюшка подписывать не мог, т.к. письмо официально от церковного совета, а вот благочинный подписать мог. Получилось, что отец Евгений остался так сказать «за кадром», хотя нет сомнений, что он принимал не только активное, но и главное участие в написании письма.

В 1954 г., когда старшей дочери Людмиле было 11 лет, семья священника переехали в д. Бездеж и уже 1 сентября 1954 г. Ираида Евгеньевна пошла в первый класс Бездежской школы. В соседнюю д. Бездеж в 1954 г. Указом архиепископа Минского и Белорусского Питирима отец Евгений был переведен настоятелем Свято-Троицкого храма.


«Мой отец был очень образованным человеком, всегда доброжелательный собеседник, мог поговорить на любые темы. У него была прекрасная библиотека классической литературы, любил стихи, музыку, хорошо играл на гитаре, мандолине, а в Беларуси и на скрипке, интересовался живописью, искусством, очень любил природу, собирал лекарственные растения, к нему приходили люди за советом, какими растениями можно полечиться. В то время книги о лекарственных растениях были большой редкостью, а они у него были» - пишет Ираида Евгеньевна. Также вспоминает, что «когда они жили в Бездеже, то отец Евгений из Дрогичина привез трехтомник Пушкина, купленный последние деньги, и мама его ругала».


Увлечение живописью отца Евгения не прошло бесследно. На данный момент в действующей Хомской Покровской церкви находится Распятие-Голгофа. Оно сейчас обновлено. Но это именно то Распятие, которое отец Евгений расписывал в период своего служения в Хомске».



тот же Крест-Голгофа уже обновленный в Покровском храме д. Хомск, современный вид.


Ираида Евгеньевна упоминает, как несколько лет назад вышла на связь с настоятелем Хомской церкви, ныне покойным отцом Николаем Манчуком, представилась и сказала, что у нее есть несколько фотографий из Хомска, оставшиеся от ее отца. Батюшка заинтересовался, и вскоре по электронной почте снимки были ему отправлены. Отец Николай показал фотографии прихожанам, и прихожанка Мария Васильевна Игнатчик многих на фото узнала. Она и рассказала, что была подругой Людмилы, старшей сестры Ираиды Евгеньевны и очень часто бывала у них дома. Мария Васильевна лично видела, как отец Евгений расписывал Распятие-Голгофу, даже краски ему подавала.


«Удивительно, храм разрушили, а Распятие сохранилось, и когда был построен новый храм, вернулось!» ? восклицает Ираида Евгеньевна.


Дома у дочери священника и сейчас есть икона Божьей Матери, которую ее папа написал в те же годы, что и Распятие в Хомске, есть еще и картина, где изображен Спаситель в виде путника, стучащего в двери дома (сердца нашего). Иконы Спасителя «Моление о чаше» и «свт. Николая Чудотворца» находились дома у старшей покойной сестры Людмилы. Все это творение рук их папы, отца Евгения.


В 1957 г. семья священника уезжает из Бездежа. С марта 1957 года по март 1958 года отец Евгений уже служит в клире Орловской епархии. В город Орел переехал по своему желанию, о чем вскоре очень пожалел. Позвал его в Орел диакон о. Стефан Юрашевич, уроженцем д. Заточье. Изначально отец Стефан был псаломщиком в Хомской церкви, затем был рукоположен в сан диакона. В начале 1950-х гг. Стефан Юрашевич уехал в Орел и прослужил в кафедральном Богоявленском соборе много лет. Закончил свой земной путь в чине протодиакона. Сын отца Стефана, протоиерей Серафим, служит по сей день.


Уже в Орле Ираида Евгеньевна закончила второй класс и проучилась в третьем. В Кафедральном соборе г. Орла один год прослужил и о. Евгений. После Белорусского Полесья, где дух православия был выше, тяжело было привыкать к жизни в городе, большому клиру. Было много искушений и о. Евгений принял решение попросить благословения у Владыки перейти в Курско-Белгородскую епархию, где были храмы без священника, желая служить в сельском приходе. С 13 марта 1958 г. отец Евгений принят в Курско-Белгородскую Епархию и продолжает служить в Никольской церкви слободы Михайловка, где в те годы на округу осталась одна действующая церковь. Как раз шло активное строительство города горняков Железногорска, приход был большой, было тяжело.


«Династия священников закончилась на моем отце», ? пишет Ираида Евгеньевна: «Он был самым младшим в семье. Брат Глеб жил в Пружанах, был бухгалтером, Георгий в Поречье клубным работником, два брата во время войны попали один в Польшу, другой во Францию, переписки не было по понятным причинам. Еще один брат Игорь, видимо самым старшим был, потому что не вернулся в Беларусь, остался на Волге, стал партийным работником, был репрессирован, расстрелян, позже реабилитирован».


Отец Евгений прослужил священником 44 года. В августе 1980 г. пережил первый инфаркт, в начале 1987 г. случился второй. Упокоился отец Евгений 4 декабря на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1987 г., за год до тысячелетия со дня Крещения Руси. Похоронен, в ограде храма у алтарной части Свято-Николаевской церкви слободы Михайловка, Железногорского р-на, Курской области.


Сын Евгения Шпаковского, Владимир Евгеньевич Шпаковский ? заслуженный художник России, живет в Воронеже. Является заведующим кафедрой факультета живописи в Воронежской Академии Искусств. Природные способности к живописи передались Владимиру Евгеньевичу от отца.


Художественный дар достался по наследству и старшему сыну Ираиды Евгеньевны, Константину Финакову, он член Союза художников России, живописец, живет в Воронеже, преподает в художественном училище.


Сама Ираида Евгеньевна, фельдшер по образованию, последние 25 лет перед уходом на пенсию работала старшей медсестрой дошкольно-школьного отделения детской поликлиники горбольницы г. Железногорска.


Средний сын Ираиды Евгеньевны, Сергей, работает инженером в компьютерной сфере, именно он несколько лет назад передал копии наград своего деда священника Евгения Шпаковского в Москву, в Храм Вооруженных Сил, а также на интернет-портал документов о Великой Отечественной войне «Память Народа», тем самым сделав огромный вклад в нашу общую историю.


Бездеж 1950-е гг


о. Владимир Шпаковский с певчими храма. Иваново конец1920-х-начало1930-х гг. (На заднем фоне, на дереве будущий отец Евгений, мальчик 8-9 лет.)


о. Евгений и Галах Т.И., начало 1950-х гг.


первая фотография в Хомске, где Стефан Юрашевич еще псаломщик, и Галах И.Т. конец 1940-хгг.


о. Евгением с матушкой Татьяной, рядом сидит диакон Стефан Юрашевич, за спиной отца по центру стоит Галах Иван Трофимович. конец 1940-х гг. Хомск


Отец Евгений, рядом матушка Татьяна с певчими и прихожанами. Снитов, 1943 г.


Максим РОДЬКО (корреспондент районной газеты «Дрогичинский вестник») Фото из семейного архива Ираиды Евгеньевны Финаковой






Последние материалы

Зосік Ніканор
Экспедыцыя Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклора пабывала на Палессі. Па яе слядах ў Музеі старажытнабеларускай культуры закампанавалі часовую выставу, прысвечаную вывучаным з’явам народнай культуры. А ўсе пачынаецца з жывога кантакта пад назвай “экспедыцыя”.
Клімчук Фёдар Данілавіч
Беларускі вучоны-лінгвіст, кандыдат філалагічных навук (1973). Нарадзіўся 27.2.1935 г. у в. Сіманавічы
Данилов Иван Петрович
Иван Данилов – частый гость у себя на малой родине в д. Лежитковичи Дрогичинского района Брестской области. Где бы он ни был, его всегда тянет туда, где прошло его босоногое детство и юность, опалённая войной. В 1941 г. он закончил 7 классов Липникской школы, а дальше была война, солдатом которой и был Иван Петрович.
Ступак Фёдор Клементьевич
Ступак Фёдор Клементьевич проживал в д. Сукачи Именинского сельского совета Дрогичинского района. Бывший начальник штаба отдельно действовавшего партизанского отряда им. Жданова Брестского партизанского соединения. Награждён орденами: Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны 1-й степени», «За победу над Германией» и многими юбилейными наградами.
Герасимов Михаил Иванович
В начале Великой Отечественной войны находился в составе Красной Армии на Западном фронте. В партизанах с апреля 1942 г.: командир группы, с июня 1942 г. – отряда, в апреле 1943 – марте 1944 гг. – партизанской бригады им. В. Молотова. С 1944 г. на советской и хозяйственной работе.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Экскурсии в государственных музеях имеют право проводить только штатные научные сотрудники данных музеев

Военно-исторический музей
им. Д.К. Удовикова

Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.

Время работы: 8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)

Телефон: (801644) 7 14 22

Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.

Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.

E-mail: dwhm@d-cult.brest.by
Группа музея в vk.com
Группа музея в Facebook

Полезные ссылки