Мужчины плакали 
Военно-исторический музей
им. Дмитрия Карповича Удовикова

Мужчины плакали

Автор: Сергей Граник
Дата: 2022-08-04
Просмотров: 186

Мужчины плакали


Несколько лет тому назад через одну из туристических фирм Варшавы к нам в Военно-исторический музей им. Д. Удовикова приехал необычный турист из США. Он был не один, а со своим другом. В это время в нашей республике только что ввели без виз для туристов со сроком пребывания в приграничных районах не более 3-х дней. Американцы, недолго думая, этим и воспользовались, что бы посетить Родину предков.





Маршрут друзей пролегал через Варшаву, где друзья посетили POLIN (музей истории польских евреев) и Warsawa Ghetto museum. Гостя Дрогичинского района звали Харви Рузен и он был гражданином США. Харви решил побывать в тех местах, где прошла жизнь его бабушки и других близких родственников, а друг родину своего дедушки, который перед началом второй мировой войны выехал из Варшавы в Америку.


Вот что мне рассказал Харви Рузен, за то время, пока мы общались в течение одного из дней августа 2018г.


«Мои дедушки и бабушки по отцу и матери были из местечка Антополь. Это было обычное местечко Российской Империи, а затем Польши в 20-е -30-е гг. двадцатого века. Христиане и иудеи жили дружно, помогая друг-другу, если у кого случилась беда. В первой половине прошлого века многие в поисках лучшей доли начали выезжать на заработки в Америку. Поддавшись агитации эмиграционных фирм, которые занимались поставкой рабочей силы для промышленности США, дедушка собрал чемодан и перед первой мировой войной уехал, надеясь заработать денег и вернуться домой.


Примерно через десять лет моя бабушка забрав свою дочь, уехала в США к дедушке. В 20-е гг. за короткое время многие наши родственники оказались в эмиграции. Большинство представителей нашей семьи поселились в Чикаго или Нью-Йорке, и только один представитель семьи добрался в Аргентину.


В эмиграцию не уехала моя бабушка Тайбл по линии матери из-за того, что ей нужно было ухаживать за больной матерью. Она происходит из рода Гарфинкель. После замужества взяла фамилию Волынец. Так вот, мой дед Мутлл Волынец уехал до войны в Америку, и это его спасло от смерти. У них была дочь Ита – моя мать.


После войны мои родственники писали письма в Антополь, надеясь на то, что кто-нибудь из близких выжил, но надежды не оправдались, и письма вернулись обратно.


Спустя много лет после войны моя мать написала воспоминания. Я их читал и плакал. В этот момент я понял, что пришло время посетить Антополь и просто посмотреть на то место, где жили мои предки. Походить по улицам старого штетла (местечка) и по возможности прочитать надписи на мацевах (надгробиях), а вдруг там будут захоронены мои предки.


Из воспоминаний Иты Волынец…


Мы были освобождены летом 1944г. Горстка выживших евреев Антополя начала возвращаться в свои дома, выходя из лесов и болот. Очень немногим удалось пережить холокост (катастрофу). Они стали живыми свидетелями жестоких убийств.


Из гетто Антополя в живых осталось только семь евреев. Среди них были доктор Пинхас Черняк его жена и дочь и ещё четыре девочки: Шоше Воловельска, Итка Мазурски, Рейзл Каган и автор этих строк. Как удалось нам выжить? Этих воспоминаний достаточно для книги ужаса и страданий. Мы каждый день видели своими глазами смерть.


Я жила в гетто Антополя с первого дня его создания со своей матерью. Осенью 1942г. оккупанты начинают процесс полной ликвидации евреев. Часть узников утром в один из дней октября месяца выгнали из своих жилищ и построили на площади перед синагогой. Зачитали объявление, что они должны взять всё самое ценное и последовать на железную дорогу, откуда их отправят на работы в Киев. Кто уклонится от отправки - расстрел.


Меня спас мой друг поляк по фамилии Ордашевский. Вдоль улицы, по которой гнали евреев, стояли местные христиане и наблюдали за этим процессом. Друг, когда шла колонна мимо канавы поросшей густым кустарником, где он стоял, узнал меня и неожиданно схватил за руку и потянул под мост. К счастью охрана это не заметила.


Несколько дней я пробыла в доме Ордашевских, однако оставаться в Антополе было опасно т.к. полиция и немцы охотились на евреев. Через некоторое время вместе с другом я ночью пошла в д. Новосёлки там согласилась нас приютить христианская семья. Хозяин дома заранее приготовил для меня укрытие под кучей навоза за сараем. Так я оказалась в большей безопасности, нежели в Антополе.


Трудно представить жизнь в яме на холоде и в темноте. Я оказалась в полной изоляции, но всё же в относительной безопасности.


Меня кормили, поскольку было принято кормить домашних животных. Бывали моменты, когда моё тело пронзал страх, когда немцы приходили в дом хозяина, и я слышала из укрытия их пьяные крики.


Антисанитарные условия в течение долгого времени вызывали у меня частые болезни. На медицинскую помощь не было никакой надежды. Что бы бороться за свою жизнь, необходимо было иметь много сил и выносливости. Мучения продолжалось больше шести месяцев. Вынести это всё было тяжело. В моей голове постоянно были мысли, что могут выдать хозяина, и из-за меня погибнет его семья.


Однажды хозяин сообщил мне, что доктор Пинхас Черняк из Антополя и его жена находятся в расположенном недалеко в лесу партизанском отряде. Он начал искать связь с партизанами. В один из зимних дней во двор въехали сани, и мой хозяин загрузил их сеном, в котором спрятал меня. Так через некоторое время я оказалась в партизанском отряде им. Кирова.


Для меня в лесу началась другая жизнь. Партизаны жили в примитивных условиях – землянках. При малейшей опасности отряд перемещался в другое место. Особенно тяжело приходилось зимой, так как не хватало еды, тёплой одежды и обуви. Я жила в землянке вместе с Черняком и его женой. Они заботились обо мне, как о своём ребёнке. Среди партизан Пинхас пользовался большим уважением и авторитетом. Если бы не он, его квалифицированная медицинская помощь, то многие партизаны не выжили бы. Благодаря ему меня оставили в отряде.


Летом 1944г. началось наступление наших войск и нас освободили. После этого я с Черняками вернулась в Антополь. Трудно передать ту радость, что нас охватила, и даже не верилось, что мы в полной безопасности. В родном Антополе мне пришлось встретить выживших в условиях оккупации Итку Мазурски, Шоше Воловельски и Рейлз Коган. Наш привычный довоенный мир исчез.


После Победы в 1945г. ещё несколько семей вернулось в Антополь. Они прибыли из дальних областей России, или по демобилизации из армии.


Было больно ощущать то, что практически все евреи исчезли. Наш обычный мир разрушила война. Стояли дома, в которых уже не было еврейских детей, женщин, целого народа. Я поняла, что здесь жить невозможно. Надо уезжать - иначе сойдёшь с ума.В конце 1945г. я с Черняками уехала в Польшу, а затем в Израиль.Так закончилась четырёхсот летняя история еврейской общины маленького Полесского местечка Антополь».


Во время экскурсии я привёл гостей в д. Первомайск, где расположено захоронение жертв Холокоста. Одиноко стоявший среди сосен качаемых ветром памятник из красного мрамора впечатляет. Ещё больше за душу берёт надпись на нём, где указано число жертв.


партизанки отр им. Кирова справа стоит Итка Волынец


Не скрывая слёз мужчины плакали.


фото автора






Последние материалы

В боях за Дрогичин
Приближается 75 - лет со дня освобождения Беларуси и нашего Дрогичинского района от немецко-фашистских оккупантов. Эти события, несомненно, являются одним из основных праздников в жизни белорусского народа и дрогичинцев. Мы рады тому, что день освобождения Минска 3 июля 1944г. стал днём Независимости Республики Беларусь. Это для нас по существу самый главный праздник, ибо свобода и независимость для каждого народа является извечной ценностью и достоянием которое нужно беречь.
Система начального образования в Кобринском уезде Гродненской губернии в начале 20-го века на примере исследования документов Антопольского народного училища
Система образования прошлого, несомненно, привлекает исследователей и тех, кто интересуется историй родного края. В архивах и музеях имеется большое количество документов и предметов, рассказывающих об образовании в прошлом. Их исследования проводятся постоянно. Однако в связи с тем, что 2018 и 2019гг. в нашей республике объявлены годами малой Родины, проводить исследования исторического прошлого стало ещё более актуально и значимо.
Моя семья и немецкий национал-социализм
Наш Военно-исторический музей им. Д. Удовикова имеет неплохую научную базу для тех, кто хочет найти интересную информацию об историческом прошлом родного края и тех, кто родился и жил на Дрогичинской земле. В фондах музея есть копии документов из архива КГБ, а также книги учёта тех, кто в послевоенное время вернулся из Германии, где был в качестве остарбайтера. Почему меня лично интересует эта полузабытая тема?
ДРОГИЧИНСКИЙ ПОВЕТ В 1920-1937 гг. (Экономическое положение и революционное движение трудящихся за социальное и национальное освобождение и воссоединение с БССР).
Шёл 1920 год. На белорусские земли яростно наступали белопольские войска, поддерживавшиеся империалистами Западной Европы и Америки. Предложение В. И. Ленина о мире было отвергнуто воинствующей польской буржуазией и помещиками. Польское командование, создав перевес сил на фронте, с помощью империалистических государств, в середине августа 1920 г.
Трагическая судьба отца и сына
Каждый музей является своего рода научно-исследовательским учреждением, которое изучает не только историческое прошлое определённой территории, но и судьбу земляков ? участников исторических событий. Иногда собранный по крупицам материал, сложенный в кучу, позволяет исследователям сделать вывод о том, как развивались исторические события и какова роль в них простого человека.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Экскурсии в государственных музеях имеют право проводить только штатные научные сотрудники данных музеев

Военно-исторический музей
им. Д.К. Удовикова

Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.

Время работы: 8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)

Телефон: (801644) 7 14 22

Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.

Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.

E-mail: dwhm@d-cult.brest.by
Группа музея в vk.com
Группа музея в Facebook

Полезные ссылки