Система начального образования в Кобринском уезде Гродненской губернии в начале 20-го века на примере исследования документов Антопольского народного училища 
Военно-исторический музей
им. Дмитрия Карповича Удовикова

Система начального образования в Кобринском уезде Гродненской губернии в начале 20-го века на примере исследования документов Антопольского народного училища

Автор: Алёна Нестюк (преподаватель ГУО «ОАППЛ» г. Дрогичина).
Дата: 2019-01-02
Просмотров: 382

I. Введение

Система образования прошлого, несомненно, привлекает исследователей и тех, кто интересуется историй родного края. В архивах и музеях имеется большое количество документов и предметов, рассказывающих об образовании в прошлом. Их исследования проводятся постоянно. Однако в связи с тем, что 2018 и 2019гг. в нашей республике объявлены годами малой Родины, проводить исследования исторического прошлого стало ещё более актуально и значимо.

В связи с тем, что наш ГУО «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей» г. Дрогичин, занимется исследованием документов связанных с историческим прошлым родного края, в ГУК «Военно-исторический музей им.Д.К. Удовикова», я нашла копии документов по Антопольскому народному училищу, относящиеся к началу прошлого века и решили их исследовать, разобраться какой была система образования на Дрогичинщине более чем сто лет тому назад и, что собой представляло самое низшее звено начального образования.

В данной работе я буду использовать копии документов ГУ «Национальный исторический архив Беларуси в Гродно» и в частности отчётную ведомость за 1914г. по Антопольскому 2-х классному народному училищу. В этом документе есть самые разнообразные и полные данные о системе народных училищ периода Российской Империи, частью которой была Дрогичинщина. Мною в исследовании были использованы и другие источники информации, которые дополнили тему. Работа будет полезна тем, кто изучает историческое прошлое Дрогичинщины, и если более конкретно, систему образования начала прошлого века.

II.Основная часть

Система начального образования в Гродненской губернии Российской Империи в конце 19-го и в начале 20-го веков на примере исследования документов Антопольского народного училища.

а) Система образования Российской Империи в конце 19-го начале 20-го веков:

9 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах» . По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц.

В начальных школах преподавались: Закон Божий, чтение «пo книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся.

Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.

Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности.

Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.

Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея ? председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства), рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии.

б) Особенности начального образования на территории Гродненской губернии Российской Империи в конце 19-го начале 20-го века.

Гродненский регион является пограничным в этнокультурном (соседство нескольких этносов), политическом (Белорусско-Польско-Литовское пограничье), геополитическим (размежевание Восток-Запад) и в историческом отношении. Но только к концу XIX в. в условиях нарождающегося национально-освободительного движения и формирования белорусского национального самосознания, Гродненская губерния начинает выделяться своими внутренними региональными особенностями. Этому способствуют ее географическое положение на западных границах Российской империи и этноконфессиональная ситуация, которая проявилась здесь особенно отчетливо. Длительное господство католической церкви и ополячивание местного населения, популярность униатской церкви как компромисса католической и православной церквей, борьба белорусов за сохранение своей православной веры, многочисленное еврейское население, присутствие других этносов (литовцев, татар и др.) – все это предопределило своеобразие национального образования Гродненской губернии в конце XIX - начале XX вв.

Национальный состав населения Гродненской губернии в конце XIX – начале XX вв. по языковому признаку был представлен следующим образом: белорусы – 44 %, украинцы – 22,6 %, евреи – 17,4 %, поляки – 10,1 %, русские – 4,6 %.

В иерархии факторов этнической самоидентификации жителей Гродненской губернии в исследуемый период наряду с национальным языком важное место занимала конфессиональная принадлежность. Согласно данным Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Гродненской губернии: православных насчитывалось 827 724 чел. (51,6 %), католиков – 384 696 чел. (24 %), иудеев – 281 303 (17,5 %), протестантов – 13 067 чел. (0,8 %), магометан – 3 238 чел. (0,2 %) . Как видим, в Гродненской губернии преобладало православное население. Значительная часть жителей относила себя к католикам, высок удельный вес иудеев.

Вышеуказанные особенности этнокультурного развития Гродненской губернии нашли свое отражение в развитии образования, роль которого в политической борьбе и национальной самоидентификации понимали как польские политические круги, так и российские власти.

Апелляция к языку, этнографическому субстрату свойственна нациям с неполной этносоциальной структурой, а обращение к исторической традиции – нациям с полной структурой, обладавшим в прошлом собственной государственностью. Западнобелорусский регион наглядно демонстрирует смешанный, гибридный вариант. Сегодня историографическая ситуация такова, что тезис о русификации и полонизации белорусских земель требует уточнения. В своих исследованиях современный российский историк А. Миллер показал, что русификация не была простым и однозначным явлением. Русификаторская политика официальных властей по отношению к различным этническим группам империи преследовала разные цели. Часто целью была не ассимиляция, т.е. растворение других народов в формирующейся русской нации, а обеспечение лояльности по отношению к империи и правящей династии. В таком случае распространение русского языка в сфере образования вовсе не означало преследования и запрета национальных языков в других сферах общественной жизни. Но иногда жесткие меры по русификации принимались в ответ на опасные для империи вызовы со стороны национальных движений. Так, у поляков в связи с их борьбой за восстановление утраченной государственности обостренный характер приобрел вопрос о внесении развитого национального сознания в среду этнически польского населения. Белорусы, с одной стороны, должны были стать важнейшим компонентом «большой русской нации» и им «отказывали в праве на особый, отличный от русских, этнический статус». С другой стороны, в этой среде имперские власти встретили оппозицию в лице нарождающегося национального движения.

Многолетнее доминирование в начальной школе польского языка заставило царскую администрацию в 60-е годы XIX в. пойти на эксперимент по введению в практику преподавания местных «наречий», которые в то время не имели, естественно, никакой кодификации. Была даже сделана попытка печатания учебных книг на «белорусском наречии», дающих весьма наглядное представление о явном признании и даже подчеркивании этнических особенностей белорусов. В отчете Гродненского генерал-губернатора в начале XX в., настойчиво рекомендовалось культивировать местный язык, чтобы тем самым подчеркнуть отличие жителей от поляков.

Все народные школы, обычно называемые церковно-приходскими, подразделялись на два разряда: низший, представленный многочисленными школами грамоты, и более высокий и также массовый разряд трехступенчатой церковно-приходской школы. В 1902 г. статус церковно-приходских школ значительно повышается благодаря различным нововведениям по инициативе высших властей, в частности увеличению сроков обучения. Их целью, по-прежнему, оставалось «наряду с сообщением учащимся знаний по разным предметам и о нравственном развитии детей и дело воспитания созидалось на незыблемых основах православия и русской народности». Тем не менее, одной из их заслуг было знакомство с древними народными святынями и традициями, что самым прямым образом влияло на национальное самосознание белорусов.

При этом в церковно-приходских школах и народных училищах обучались как православные, так и католики, не зависимо от принадлежности прихода к той или иной христианской конфессии. Закону Божьему их, в зависимости от вероисповедания, учили отдельно католические и православные священники. В Гродно существовало и евангелическо-лютеранское приходское училище, в котором вместе обучались лютеране, православные и католики. Таким образом, общеобразовательные предметы представители христианских конфессий могли изучать вместе уже на начальном этапе.

Отдельно следует отметить существование в Гродненской губернии традиционных еврейских учебных заведений (хедеры, талмуд-торы и иешивы), так как численность евреев в крае была значительная (среди городского населения евреи составляли 57,7 %, среди сельского 9,8 %).

Это дает основание по конфессиональному признаку выделить две наиболее распространенные модели начального образования (не считая домашнего):

1) христианское приходское образование, которое дети и подростки получали на базе приходов различных христианских церквей и прекратившее свое существование в середине 1915 г. (беженство);

2) еврейские училища, как частные, так и содержащиеся на средства различных еврейских обществ (городских либо благотворительных).

Школы Гродненской губернии не были точной копией образовательных учреждений центральных губерний Российской империи. Наряду с общими закономерностями развития системы образования Российской империи в конце XIX – XX вв. в Гродненской губернии были и свои особенности, продиктованные стремлением поляков сохранить свою национальную школу, а также спецификой развития еврейского образования, когда в новых исторических условиях была реализована идея создания национальной школы.

Русский царизм накануне Первой мировой войны понимал, что перед угрозой немецкой агрессии необходимо менять тактику, а возможно и политику, по отношению к народам, населяющим северо-западные губернии. Было отдано официальное распоряжение о введении языков национальных меньшинств в школах. В июне 1914 г. был опубликован закон о частных учебных заведениях, не пользовавшихся правами правительственных. Закон обеспечивал народам России свободу в выборе языка преподавания, что открывало широкие возможности для развития национального образования.

в) Некоторые аспекты системы образования Дрогичинщины во второй половине 19-го начале 20-го веков (входила в Кобринский уезд Гродненской губернии).

В «Военно-историческом музее им. Д. Удовикова» собран архив документов, которые были использованы при подготовке к изданию в 1996г. книги «Память. Дрогичинский район». Среди них есть копия интересного документа из Гродненского Государственного архива - «Отчётная ведомость за 1914г. по Антопольскому 2-х классному народному училищу Антопольской волости, Кобринского уезда, Гродненской губернии.

Этот документ характеризует уровень образования начала 20-го века в Западных губерниях Российской империи. В то время территория нынешнего Дрогичинского района входила в Кобринский уезд.

Что собой представляла система образования на нашей территории в конце 19-го начале 20-го веков?

Большую роль и значение в развитии образования широких масс населения играла христианская и иудейская церкви.

В третей четверти 19-го века начинается сравнительно быстрый рост грамотности жителей сёл и местечек Кобринского уезда.

В книге «Памяць. Драгічынскі раён» об этом написанно:

«Так, калі ў 1884г. тут было толькі дзве царкоўна-прыходзкія школы, дык у 1889г. іх стала ўжо 8, яшчэ праз год 9. Школ граматы ў 1884г. наогул не існавала, а ў 1889г. іх налічвалася ўжо 29, у 1890г. – працавалі -32 школы. На тэррыторыі Драгічіышчыны на пачатак 20-га ст. царкоўна-прыходскія школы існавалі ў Драгічыне, Антопалі, у вёсках Зёлава, Толкава, Дзеткавічы, Корсунь, Асіпавічы, Папіна, Ляхавічы, Ліпнікі, Гутава, Бездзеж, пачатковыя вучылішчы – у Антопалі, Хомску, Драгічыне, Бездзежы, Вавулічах, Агдэмеры, Восаўцах, Ялачы, Вульцы Папінскай, Вульцы-Сіманавіцкай, Сулічаве, Літоўску, Пярковічах, Галоўчыцах, Брашэвічах, Салаве, Ласінцах, Сіманавічах, Маркавічах, Зёлаве, Равінах, і Орлавічах. Свае школы мела і яўрэйскае насельніцтва.»

О том, как вёлся учебно-воспитательный процесс в народных училищах можно судить по сохранившимся отчётам, которые составлялись по итогам учебных годов. Так в отчёте за 1914г. по Дрогичинскому народному училищу указывается, что оно существует с 1 сентября 1862г. как годичное, а с 1911г. как двухгодичное и размещается в отдельном, построенном за средства крестьян в 1866г. доме, который имеет один класс с 32 партами и 5 других помещений. Для освещения и отопления применялся керосин и дрова.

При школе был сарай и земля, которая использовалась под огород, сад и сенокос. Землю обрабатывал сам учитель. Содержание училища, а это составляло в 1914г. 1633р. велось за счёт государственной казны и сельских общин. Из этих средств старший учитель получал за год 548 руб., учитель 360 руб., законоучитель – 120 руб., училище имело свою собственную библиотеку, в которой на 1915г. насчитывалось 1807 томов разной литературы. Училище обслуживало 17 близлежащих деревень Дрогичинской волости. В училище занималось 108 человек (стр.87-89).

г) О финансово-экономической и педагогической деятельности Антопольского народного училища за 1914год (1913-1914 учебный год).

Одно из народных училищ находилось в местечке Антополь. Оно было основано в 1863г. На основании имеющихся копий документов мы более подробно остановимся на его финансово-экономической деятельности.

У нас имеется копия отчётной ведомости за 1914г. по Антопольскому 2-х классному народному училищу Антопольской волости Кобринского уезда. Составлен документ был 29 ноября 1914г. и зарегистрирован в канцелярской книге под №104. Отправлен отчёт был из ближайшей почтовой станции, которая находилась в 1/3 версты от училища в м. Антополь.

Вот наиболее интересные сведения, имеющиеся в документе:

Училище было открыто в 1863г. Занимает отдельный дом, который был построен за счёт крестьянской общины на расстоянии ? версты от церкви.

Училищный дом построен в 1864г., он имел следующие характеристики: длинна – 23 аршина, ширина – 12 аршин и высота 3, 34 аршина. В нём имеется класс 10-12 аршин. Имеются и 4 других комнаты, а также на участке сарай, хлев, амбар. Стоимость дома 800р., прочих построек 80 рублей. Вся недвижимость застрахована на 800 р. Сумма страховки 12р.

В разделе 3 отчётной ведомости охарактеризовано санитарное состояние училища:

1. Отношение площади пола в кв. аршинах к одному учащемуся – 4:3;

2. Кубическое содержание воздуха в классе на одного учащегося – 5 куб. аршина;

3. Отношение площади стёкол к площади пола – 4:42;

4. Освещение – керосин;

5. Отопление – печное;

6. Вентиляция – форточки;

7. Отхожие места – 1 (холодное);

8. Школьная мебель – 25 парт.

В 4 разделе документа просят ответить на вопрос, есть ли при училище ученическая квартира (ночлежная для учеников). Насколько рассчитано, и сколько учеников в ней ночует. Как организовано заведывание общественным продовольствием учеников (общеученическим столом) ? Это очень важный пункт в смысле отношения к тем учащимся, кто не может из-за удалённости ежедневно возвращаться домой.

Далее указано, что училище имеет 20 десятин земли, из которых занято сенокосом 1, 12 десятины. Часть территории огорожена забором. Почва в основном песчаная, на которой сеется рожь. Просят указать, какой доход училище получает от земли, кто обрабатывает землю и сколько средств на это тратится. Однако в этом пункте указано, что документа на землю нет.

По этому документу видно, что в училище имеется печей: - кухонных - 1, голландских – 1, плит – 1.

В 7 пункте спрашивается, сколько из казны отпускалось леса (дров) на ремонт дома и отопление. В ответе сказано, что не было отпущено леса.

Далее в пункте 8 приведена таблица постоянного и временного финансирования училища:

- от государственного казначейства – 1640 руб;

- от сельской общины – 32руб.;

Как расходовались денежные средства?

Жалование полностью всем с вычетом на пенсии:

- ст. учителю 660 руб.;

- 2-му учителю 360 руб.;

- законоучителю (правоисполнителю) 120 руб.;

- на книги и учебные пособия 120 руб.;

- на учебные материалы 40 руб.;

- на страховку 12руб.;

- за наем помещений 60 руб.;

- на прислугу 90 руб.;

- на отопление 80 руб.;

- на освещение 25 руб.;

- на канцелярские расходы 35 руб.;

- на преподавание гимнастики 25 руб.;

В конце этой графы указано, что зерна ржи учителю за отчётный год не выделяли.

В графе 10 спрашивается о пожертвованиях на училище. Указано, что в отчётном году оных не было.

Далее мы рассмотрим более подробно статистические данные учебного учреждения по состоянию библиотеки для чтения грамотных детей и крестьян.

На 1 января 1915г. в библиотеке имеется фундаментальных томов – 347 и учебников – 1058 (всего 1405), на общую сумму 428 руб. 16 коп. Также числится 157 пособий на сумму 179 руб. 9 коп.

В течение отчётного года было приобретено 242 учебника на сумму 81 руб. 75 коп.

Отмечено, что учениками было прочитано 25 книг. А приобретено за 1914г. 44 книги на сумму 25 руб.

Далее идёт характеристика района училища. Он состояло из 2-х деревень составляющих одну сельскую общину Антопольской волости. Проживало: мужчин – 612, женщин – 601, в том числе грамотных 1000 дворов, 194 детей школьного возраста от 8-14 лет, мальчиков - 100, девочек – 94.

По населению училищного района большее число православных. Число жителей волости - 8061 чел. Из которых православных – 8050 чел., католиков – 11 чел.

В графе 15 указано количество учащихся по вероисповеданию: православных - 89 учеников (88 мальчиков и 1 девочка). По социальному положению: детей сельского сословия – 89.

По национальному составу учащиеся характеризуются следующим образом:

- великорусского - нет;

- малорусского - 89;

- белорусов - 1;

- поляков - нет;

- литовцев - нет;

- евреев - нет;

- немцев - нет;

- татар - нет.

Далее указывается, что учебный 1913-1914г. год начался 2 сентября и окончился 13-го мая. Количество учебных дней составило – 175 дней. В документе записано, что в училище народные чтения и занятия по рукоделию не ведутся.

Из отчёта мы видим, что при училище имеется 6 десятин земли. Она распределена следующим образом:

- под постройками - 1/4 десятины;

- под огородом - 1/2 десятины;

- под полем - 3.1/2 десятины;

- под садом - 1.1/2 десятины (40 плодовых деревьев, 15 ягодных кустов, 10 декоративных деревьев).

В 1914г. деревонасаждения не проводились. При этом в училище обучение ремеслу учащихся не проводилось и поэтому на это средства не отпускались.

Церковное и светское пение преподавал псаломщик местной церкви. Училище было обревизовано участковым инспектором народных училищ 27 марта 1914г.

Очень интересной является 30-я глава отчёта, где характеризуется состояние здоровья учащихся:

- медицинских осмотров врачами не было;

- число хорошо питающихся – 76;

- число среднего питания – 5;

- число учащихся с плохим питанием – 9;

- близоруких – нет;

- с искривлением позвоночника -нет;

- со школьным зобом – нет;

- с носовыми кровотечениями – 2;

- с частыми головными болями -2;

- общее число заболевших - 3 (без помещения в ученический лазарет);

- вакцинировано – 3;

- общее число заболевших – 7.

Учебные занятия из-за заболеваний учащихся не прекращались. Новогодние и другие праздники и вечера не проводились. В конце отчёта есть список учителей и обслуживающего персонала училища:

Законоучитель: Иван Иванович Голомицкий, уроженец Гродненской губернии, окончил Литовские курсы учителей и работает с 1884г. Ст. учитель: Павел Яковлевич Белян, родился 7 ноября 1858г., женат, есть дети, уроженец Гродненской губернии, окончил курсы учителей при Свислочской учительской семинарии. С 1 сентября 1879г. отбывал воинскую повинность в г. Кобрине. В настоящей должности с 1 сентября 1898г., награждён за учительство ножом, грамафоном и Почётной грамотой.

Первый учитель: Зинаида Павловна Антухова, уроженка Виленской губернии, родилась в 1894г, девица, окончила 6 классов Пинской женской гимназии, в должности с 1 ноября 1912г. Учитель гимнастики: С. Семенюк, уроженец Гродненской губернии, грамотный., в должности с 1-го сентября 1913г.

К данному отчёту в копиях документов имеется приложение на 3-х листах. Вот что в данном документе указано:

К пункту 2.

«В классной комнате имеются пять окон – два простых и три венецианских…

Квартира учителя: первая комната содержит в себе - 52 кв. аршина, вторая - 36, прихожая – 24 и кухня – 35.

К пункту 5.

Антопольскому училищу принадлежит участок земли расположенный при д. Хомичицы и составляющий 20 десятин. Из всего этого участка набирается не более 3.12 десятины земли пригодной к посевам. Вся остальная земля сплошной песок. Есть при участке сенокос, дающий возов пять сена. Часть годной к посеву земли бывает ежегодно под парами, а часть сдаётся в аренду. Земля обрабатывается крестьянами. За землю учитель получает треть урожая. Чистого дохода от участка земли в этом году получили на 40 руб.

К пункту 11.

Училище нуждается в следующих книгах:

1. Мир в рассказах ч.1 Вахтерова – 50 экз. – 15 руб.;

2. Мир в рассказах ч.2 Вахтерова - 40 экз – 16 руб.;

3. Мир в рассказах ч.3 Вахтерова – 20 экз. – 10 руб.;

4. Евангелие славяно-русское - 20 экз. – 11 руб.;

5. Евангелие славянское - 40 экз. – 14 руб.;

6. Закон Божий, Чельцов - 20 экз. - 4 руб.;

7. Букварь Флерова – 30 экз.- 4 руб.;

Итого: 220 экземпляров на сумму 74 руб.

К пункту 29.

Копия с записи, оставленной в визитационной книге г. инспектором народных училищ Кобринского уезда.

«Посетил Антопольское 2-х классное училище 27 марта 1914г. Учащихся числилось по списку 87. В день посещения присутствовало на занятиях 44. Проверялись успехи учащихся во всех отделениях и по всех предметах. Успехи, в общем, вполне удовлетворительные. Особенно хорошо ответы давали ученики по географии и арифметике в 4 отделении.

Следует позаботиться отцу Законоучителю о том, что бы ученики 1-го отделения читали молитвы внятно и отчётливо. Просматривал письменные работы по русскому языку, пишут учащиеся во всех отделениях чисто и довольно грамотно. Библиотека в целости и сохранности, делопроизводство ведётся исправно. Помещение училища собственное. При училище имеется прекрасный сад. Необходимо позаботиться о более аккуратном посещении училища учащимися».

III. Заключение

Данная работа имеет большое значение для тех, кто изучает историю родного края и систему народного образования в Гродненской губернии Российской империи. Учитывая то, что на момент составления данного документа (29 ноября 1914г.) Российская Империя вела боевые действия на германском фронте, т.е. шла Первая Мировая война. Невзирая на трудности, система образования функционировала.

Используя результаты данного исследования можно сделать вывод, что большая часть мужского населения была грамотной. Из 8061 жителя Антопольской волости более 1000 дворов были грамотны. Учитывая то, что семьи были большими, то можно сказать с уверенностью, что в каждой семье был кто-то грамотным. В народном училище на момент составления отчёта училось 89 мальчиков и одна девочка. По национальному признаку дети были практически на 90% малороссами (украинцами). По всей видимости, местное население индентифицировало себя по языку и культуре, которые в то время более были интегрирована с Волынью (Украиной).

Довольно приличным было и жалование учителей. Так, на зарплату выделялось за год - ст. учителю 660 руб., а 2-му учителю 360 руб.

Отпускались средства и на приобретение книг и учебников. Судя по статистическому отчёту, практически все дети питались хорошо. Лишь менее 10% детей питались плохо.

Состояние здоровья учеников было хорошим. Болели редко. При школе имелся для тех, кто живёт в отдалённых деревнях интернат. Эти дети имели возможность питаться как дома. Для них готовили еду. При школе имелось 20 десятин земли. Одна десятина составляла 1,09 га. Возделывание земли, сдача её в аренду давали доход который шёл на финансирование школы.

Вот такой интересной была система образования в Кобринском уезде Гродненской губернии Российской Империи.

IV. Литература:

1.Книга «Память.Дрогичинский район» С 87-89, 105, 106.

2.Сведения дирекции народных училищ гродненской губернии 1875г. (Памятная книга Виленского учебного округа на 1875г. С.176-179)

3. ГУ «Национальный исторический архив Беларуси в Гродно» ф.841 о.1 д.4 л. 1-7.

4.Улейчик Н.Л. «Народное образование в Гродненской губернии на кануне первой Мировой войны»(www.ictorik.info).

Автор Алёна Нестюк (преподаватель ГУО «ОАППЛ» г. Дрогичина).

фото Сергей Граник

Последние материалы

В боях за Дрогичин
Приближается 75 - лет со дня освобождения Беларуси и нашего Дрогичинского района от немецко-фашистских оккупантов. Эти события, несомненно, являются одним из основных праздников в жизни белорусского народа и дрогичинцев. Мы рады тому, что день освобождения Минска 3 июля 1944г. стал днём Независимости Республики Беларусь. Это для нас по существу самый главный праздник, ибо свобода и независимость для каждого народа является извечной ценностью и достоянием которое нужно беречь.
Система начального образования в Кобринском уезде Гродненской губернии в начале 20-го века на примере исследования документов Антопольского народного училища
Система образования прошлого, несомненно, привлекает исследователей и тех, кто интересуется историй родного края. В архивах и музеях имеется большое количество документов и предметов, рассказывающих об образовании в прошлом. Их исследования проводятся постоянно. Однако в связи с тем, что 2018 и 2019гг. в нашей республике объявлены годами малой Родины, проводить исследования исторического прошлого стало ещё более актуально и значимо.
Моя семья и немецкий национал-социализм
Наш Военно-исторический музей им. Д. Удовикова имеет неплохую научную базу для тех, кто хочет найти интересную информацию об историческом прошлом родного края и тех, кто родился и жил на Дрогичинской земле. В фондах музея есть копии документов из архива КГБ, а также книги учёта тех, кто в послевоенное время вернулся из Германии, где был в качестве остарбайтера. Почему меня лично интересует эта полузабытая тема?
ДРОГИЧИНСКИЙ ПОВЕТ В 1920-1937 гг. (Экономическое положение и революционное движение трудящихся за социальное и национальное освобождение и воссоединение с БССР).
Шёл 1920 год. На белорусские земли яростно наступали белопольские войска, поддерживавшиеся империалистами Западной Европы и Америки. Предложение В. И. Ленина о мире было отвергнуто воинствующей польской буржуазией и помещиками. Польское командование, создав перевес сил на фронте, с помощью империалистических государств, в середине августа 1920 г.
Трагическая судьба отца и сына
Каждый музей является своего рода научно-исследовательским учреждением, которое изучает не только историческое прошлое определённой территории, но и судьбу земляков ? участников исторических событий. Иногда собранный по крупицам материал, сложенный в кучу, позволяет исследователям сделать вывод о том, как развивались исторические события и какова роль в них простого человека.

Военно-исторический музей
им. Д.К. Удовикова

Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.

Время работы: 8:00-13:00, 14:00-17:00, без выходных

Телефон: (801644) 3 14 22

Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 40 коп. Для остальных категорий населения - 60 коп.

Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 4 руб. Для остальных категорий населения - 5 руб.

E-mail: dwhm@tut.by
Группа музея в vk.com

Полезные ссылки