«Христианская вера» без цензуры… 
Военно-исторический музей
им. Дмитрия Карповича Удовикова

«Христианская вера» без цензуры…

Автор: Сергей Граник
Дата: 2020-11-06
Просмотров: 790

Военно-исторический музей регулярно проводит экспедиции по населённым пунктам Дрогичинского района с целью пополнения фондов музея интересными экспонатами. В октябре 2020 года директор музея Сергей Граник побывал в д. Марковичи. И на этот раз вернулся не с пустыми руками. Удалось найти христианские журналы 30-х гг. XX века, письма и сборник христианских песен, принадлежавших одному из жителей этой деревни.

Перед Вами фотографии и список найденного:

1. Журнал «Евангельская вера» «единодушно подвизаясь за веру евангельскую» Фил.1,27 Ни политики, ни полемики, только евангелие Журнал печатался на трёх языках – русском, английском и немецком. В русскоязычном издании адрес редакции: «Der Evangeliums - Glaube» Eisackstr. 14 Berlin-Sehoneberg, Germania. Периодичность выпуска - один номер в месяц. Цена подписки - 2 марки 50 пф. на год, а в США – 1 доллар за год. Журнал издавался с 1931г. На первой странице в нижней рамке лозунг: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём - любовь».

Хочу напомнить читателям, что в Германии к власти в 1933г. пришёл Адольф Гитлер. Поэтому редакция журнала, постоянно находилась в ожидании ареста, так же как и большинство верующих христиан, кто не поддерживал идеи национал-социализма. 1933г., № № 4, 6-7,8, 10, 11 1934г., №№ 1, 2, 3, 4 1935г., № 7-9 1937г., № 1-3 1938г., №№ 4-5, 7-9, 10-11

Журнал «Сеятель истины» 1935г., № №8,3 1936г., №№ 6,8-9 1937г., №№ 4,5,6 1938г., №№ 2, 6,8 1939г., №№ 2, 3

3. Журнал «Братский вестник» №1 1955г. Издание всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов.

4. Письма из Аргентины – 2 шт.

Хочу привести некоторые выдержки из писем верующих, проживавщих в СССР, в адрес журнала «Евангельская вера» 1935г., № 7-9 стр. 29:

Начиная с № 8 за 1933г. в журнале начали публиковать раздел «Страдания верующих в России» (стр. 28). Это сделано для того, чтобы читатели знали истинное положение в России. На основании полученных писем мы можем обрисовать точно истинное положение в России. Писать в письмах за-границу правду для русских, живущих в самой России, очень рискованно. Было много случаев, когда за такие письма людей арестовывали и ссылали.

Но всё-таки некоторые сведения оттуда просачиваются. Не имея возможности писать прямо, верующие сообщали о своём и других страдальцев состоянии путём соответствующих текстов из Писания. А эти тексты очень выразительны. Общее положение в России, не касаясь политики, характеризуется в таком виде:

Огромная часть населения страдает от недоедания и голода. Голод происходит от двух причин:

1. От недорода, постигшего прошлым летом Поволжские области и округи. Этим голодом поражено около 40 миллионов населения.

2. От общей системы отбирания продуктов земли у крестьян. По всем сообщениям, у крестьян забирают зерно и другие продукты в таком размере, что для их самих ничего не остаётся. Такому отбиранию подвергаются не только зажиточные крестьяне (кулаки), но и середняки и бедняки.

К этому надо добавить ещё и часть населения, которая состоит из верующих людей, лишённых хлебных или пищевых карточек, из семей проповедников, высланных в отдалённые места и т.п.

Положение же ссыльных не поддаётся описанию. Система ссылки устроена по принципу фабрики для убиения людей.

Разве это не ужас?

Потому то, побывавший в местах ссылки и испытавший всё это на себе брат и написал, что пребывание в ссылке русских людей (Соловках) по своему ужасу превосходит старую систему испанской инквизиции…

- Доколе, Господи? – восклицает один из авторов письма.

Из писем родственника одному брату в Канаду.

Из первого письма: «Шлём вам очень большую благодарность за ваш гостинец, которым Вы спасли нас от смерти. Страшно подумать, что пришлось пережить до этого нового урожая, но что ожидает – не хочу даже писать. Благодарим за такую Вашу жертву, которая спасла нас от голодной «наглой» смерти. Называю эту смерть «наглой», потому что люди падали, как мухи».

Из второго письма: «Вы стали спасителями нашей жизни».

Из № 4 за 1933г. стр.28-29

«…продовольственное положение в стране ужасное. Члены ГПУ и высшие чины имеют закрытые распределители. Для иностранцев имеются особые магазины, и они хорошо питаются. Но само население просто голодает.

Молодой человек работал на заводе и получал 1,2 фунта хлеба и больше ничего.

О столовых советских сами рабочие говорят: «Первое пусто, а второе -капуста».

На рынке он сам видел, как бабы из-под полы продавали красное собачье мясо. Конина считалась лакомством…Ужасное положение крестьянства. В деревне жизнь стала невозможной. Народ бежит из неё, куда только можно бежать».

Из № 8 за август 1933г. (стр.29)

Как живут рабочие в Украине.

Из Украины. Мы работаем, но до сих пор ещё не получали денег за позапрошлый месяц. Даже если и получишь деньги, на них нигде ничего не купишь. 10 карточек стоят до 5 рублей. Кувшин молока до 5 рублей и т.д.

Крестьянин выносит на рынок полпуда пшена, у него пшено отбирают, а его арестовывают... И картофель отбирают… В кооперативе не выдают ничего кроме хлеба на рабочего – 600 гр., на иждивенца - 250 гр., и живи, как хочешь.

…Жизнь наших братьев и сестёр в СССР очень тяжела, как в материальном, так и в духовном отношении.

Нашего брата …как пресвитера церкви, обложили очень большим налогом в несколько сот рублей. Он должен был его в марте этого года выплатить, иначе его арестуют или сошлют. Все братья и сёстры собирали деньги, поскольку кто мог, чтобы выручить брата, но сейчас все очень нуждаются в куске хлеба, так что каждому трудно оторвать от себя даже один рубль.

Пока ещё братья и сёстры собираются под словом Божьим. Старшие братья на службу никуда устроиться не могут, а все остальные посещают собрания с большим риском потерять своё место.

Цены на продукты очень дорогие. Например: чёрный хлеб стоит 5-6 руб. фунт, чёрная ржаная мука - 250 руб. пуд, гречневая или пшеничная крупа – 6 руб.фунт, манная крупа - 15 руб. фунт, коровье масло - 28 руб. фунт, сахар – 14 руб. фунт, картофель – 2 руб. фунт, керосин 12 руб. литр, десяток яиц - 20 руб., мясо - 7 руб. фунт, но его рискованно покупать, так как продают его тайком и можно купить всякую падаль.

А братья то наши получают жалование всего лишь по 150 руб. в месяц. Вы можете себе представить, как тяжело прожить им на эти деньги всей семьёй. Люди рады даже шелухе от картофеля, но её трудно достать. В городе… (одном из больших городов Украины) ведро картофельной шелухи продают за 15 руб. Кто только может достать макуху или шелуху гречихи, перетирают их на муку и делают из неё лепешки.

Очень много людей умирает от голода. Падают на улицах как мухи. Теперь мобилизуют рабочих и посылают собирать трупы. Очень трудно описать весь ужас, который творится в СССР. Все братья и сёстры умоляют о помощи! Они надеяться, что братья за рубежом спасут хоть некоторых от голодной смерти.

Из №4 за апрель 1934г. (Пасхальный выпуск)

Интересным является сообщение одного из заключённых ГУЛАГа из СССР о праздновании в лагере Пасхи. Заключённые верующие в этот праздничный день отказались работать. Вот как закончился бунт. Стр.28-30:

«…Привели лошадь, возле лежала длинная верёвка. Начальник что-то шёпотом говорил команде. Команда бросилась на нас; связав 8 человек верёвкой, запрягли лошадь и начали тянуть в лес на место работы. Это была ужасная картина. Они упали и раздались душераздирающие крики. Протянув несколько саженей, их развязали, но все лежали, истерически вскрикивая. Их забрали на носилки и отнесли в карцер, в тёмную яму, вырытую в земле. Туда их бросили, без всякой помощи. На снегу видна была кровь….

Видя, что наше дело сорвалось, мы согласились идти на работу. Но нас ожидало тяжёлое наказание: выставить после работы босыми на снег на 30 минут и занесение в личное дело; хлопотать перед коллегией ГПУ о добавлении им срока наказания.

Из тех, которые были привязаны к лошади, одному сломали руку, другому – ногу, а третий на второй день умер; остальные остались живы с малыми повреждениями. Вот так мы праздновали Пасху в 1935г. Но мне Бог помог вырваться из рук безбожников, которые в законах пишут одно, а на деле делают другое».

Голод, смерть, людоедство (стр.29)

Американский инженер, по поручению советской власти, исследовал месторождения нефти в Кубанской области и на Северном Кавказе.

Проехав всю южную Россию от Каспийского моря до Польской границ, т.е. Кубанскую область, Земли Войска Донского, Новороссию и Украину – эти житницы, снабжавшие всю Европу своим хлебом, он останавливался для исследования во многих местах и теперь опубликовал в одной газете свои наблюдения, которые ярко рисуют страшные условия жизни в нынешней России.

«…В большинстве городов, пишет он, умерших хоронят без гробов – прямо зарывают в яму. В деревнях ещё хуже. Там некому следить за порядком, и население, доведённое нищетой и голодом до полного отчаяния и апатии, по неделям не хоронит своих умерших близких, и трупы разлагаются в хатах. Смертность увеличивается с каждым днём. Есть деревни, где уже умерло 80% жителей. В течение текущего года – (он путешествовал в июне прошлого года) по подсчёту властей вымерло больше 10 миллионов.

О хлебе забыли уже думать. Где есть рыба – варят её без соли, а кости мелют и, разведя водой, пекут из них лепёшки. Во всей области нет ни одной собаки, ни одной кошки – все съедены. Выкуривают сусликов – едят и их.

В последнее время то тут, то там стали пропадать дети, которых ловят несчастные страдальцы и часть едят их сами, а часть продают по дорогой цене - в виде фарша. «Власти» издали уже распоряжение, чтобы дети не ходили без взрослых. Впрочем, бывают случаи, что пропадают и взрослые. Люди стали похожи на зверей и живут как звери.

Из №1-3 1937г. стр.18

«…Ужасы в России. Из рассказов бежавшего из ссылки. От бр.Ш из О.Польша. На днях я встретил одного человека, перебежавшего границу из Советской России в Польшу. Изодранная на куски одежда на нём едва прикрывала его тело. Он родом из Киева. Его причислили к «кулакам» (в СССР теперь такое подразделение населения: бедняк, середняк, кулак, буржуй) и выслали в Сибирь.

Пробыв там некоторое время, ему удалось пробраться в Украину, а оттуда он перебежал через границу в Польшу. К голосу его еле можно было прислушаться: он говорил почти шёпотом – это от голода. Страшно было смотреть на этого человека – он весь почернел и похож был на труп. Он рассказывал, что много народа в России умирает от голоду, кушают преимущественно зелень и от истощения умирают.

Несчастный с истерическим плачем умолял властей не возвращать его в Россию».

В №7-9 за 1938г. стр. 18-20

«По просьбе брата И. Козака из г. Чикаго помещаем присланный им в редакцию отчёт о собранных в Америке пожертвованиях на постройку молитвенного дома в деревне Алексеевичи Дрогичинского уезда в Польше.

… Из числа просьб я согласился выполнить лишь одну по причине особо острой нужды в молитвенном доме. Это – просьба братьев в деревне Алексеевичи Дрогичинского уезда, где имеется около 30 верующих братьев и сестёр. Там я более всего работал во время моего11-месячного пребывания, и лично убедился в вопиющей нужде в помещении для собраний.

По возвращении в Америку, в мае месяце 1937г. я познакомил с этой нуждой некоторые русские церкви Ев. Христиан и Баптистов, а так же и отдельных лиц. Благодарение Господу, что за короткое время 1937г. братством в Америке было пожертвовано на постройку молитвенного дома 189 долларов и 25 центов».

Из отчёта кассира З. Соколовского из д. Алексеевичи, Польша, 15 мая 1938г.

«…Когда брат И. Козак был у нас в январе месяце 1937 г. мы созвали деловое братское собрание и вместе с братом решили построить в нашей деревне маленький молитвенный дом, на который приблизительно потребуется 2000 польских злотых.

…В результате его ходатайства перед детьми Божьими, были высланы нам пожертвования от нижеперечисленных братьев:

1. От брата Кифера из Берлина -52,60 зл.

2. От брата Джонсона из Нью-Йорка -78,75 зл.

3. От брата Дейнеки из Чикаго -78,90зл.

4. От брата И. Козака из Чикаго 261.00 зл.

5. Второй раз от брата И. Козака 263.00зл.

Через Гданьский приватный Банк от неизвестного – 15 дол., 79 зл. Итого: 813,25 зл.

Наш молодой виноградник в д. Алексеевичи в Польше, приносит сердечную благодарность братьям, приславшим пожертвования нам лично…».

Находка тайника баптиста в д. Марковичи - несомненно большая удача для сотрудников музея. Понадобится ещё какое-то время для исследования и описания найденного. Однако уже понятно, что в этих журналах опубликована информация о положении народа в СССР периода сплошной коллективизации и атеизма. Если бы данные журналы были найдены в период правления Иосифа Сталина, то их хозяину светило бы не менее 10 лет исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую пропаганду и агитацию. Поэтому их и прятали в укромном месте на чердаке старого дома, пережившего войну.

Прочитав сохранившиеся письма, мне удалось установить их автора, который приезжал из далёкой Аргентины в конце 1938 г. к себе на Родину в д. Марковичи и привёз местным баптистам (родственникам) несколько десятков журналов. Это Резько Николай Павлович 1908 г.р. Его мать Резько Анна Фёдоровна проживала в Марковичах.

Вот такая история находки. Документы – упрямая вещь. Для тех, кто изучает советскую историю, они помогут разобраться в том, что сейчас называют Голодомором и сплошной коллективизацией.

Работал над материалом Сергей Граник

Последние материалы

В боях за Дрогичин
Приближается 75 - лет со дня освобождения Беларуси и нашего Дрогичинского района от немецко-фашистских оккупантов. Эти события, несомненно, являются одним из основных праздников в жизни белорусского народа и дрогичинцев. Мы рады тому, что день освобождения Минска 3 июля 1944г. стал днём Независимости Республики Беларусь. Это для нас по существу самый главный праздник, ибо свобода и независимость для каждого народа является извечной ценностью и достоянием которое нужно беречь.
Система начального образования в Кобринском уезде Гродненской губернии в начале 20-го века на примере исследования документов Антопольского народного училища
Система образования прошлого, несомненно, привлекает исследователей и тех, кто интересуется историй родного края. В архивах и музеях имеется большое количество документов и предметов, рассказывающих об образовании в прошлом. Их исследования проводятся постоянно. Однако в связи с тем, что 2018 и 2019гг. в нашей республике объявлены годами малой Родины, проводить исследования исторического прошлого стало ещё более актуально и значимо.
Моя семья и немецкий национал-социализм
Наш Военно-исторический музей им. Д. Удовикова имеет неплохую научную базу для тех, кто хочет найти интересную информацию об историческом прошлом родного края и тех, кто родился и жил на Дрогичинской земле. В фондах музея есть копии документов из архива КГБ, а также книги учёта тех, кто в послевоенное время вернулся из Германии, где был в качестве остарбайтера. Почему меня лично интересует эта полузабытая тема?
ДРОГИЧИНСКИЙ ПОВЕТ В 1920-1937 гг. (Экономическое положение и революционное движение трудящихся за социальное и национальное освобождение и воссоединение с БССР).
Шёл 1920 год. На белорусские земли яростно наступали белопольские войска, поддерживавшиеся империалистами Западной Европы и Америки. Предложение В. И. Ленина о мире было отвергнуто воинствующей польской буржуазией и помещиками. Польское командование, создав перевес сил на фронте, с помощью империалистических государств, в середине августа 1920 г.
Трагическая судьба отца и сына
Каждый музей является своего рода научно-исследовательским учреждением, которое изучает не только историческое прошлое определённой территории, но и судьбу земляков ? участников исторических событий. Иногда собранный по крупицам материал, сложенный в кучу, позволяет исследователям сделать вывод о том, как развивались исторические события и какова роль в них простого человека.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Экскурсии в государственных музеях имеют право проводить только штатные научные сотрудники данных музеев

Военно-исторический музей
им. Д.К. Удовикова

Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.

Время работы: 8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)

Телефон: (801644) 7 14 22

Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.

Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.

E-mail: dwhm@d-cult.brest.by
Группа музея в vk.com
Группа музея в Facebook

Полезные ссылки