Военно-исторический музей регулярно проводит экспедиции по населённым пунктам Дрогичинского района с целью пополнения фондов музея интересными экспонатами. В октябре 2020 года директор музея Сергей Граник побывал в д. Марковичи. И на этот раз вернулся не с пустыми руками. Удалось найти христианские журналы 30-х гг. XX века, письма и сборник христианских песен, принадлежавших одному из жителей этой деревни.
Перед Вами фотографии и список найденного:
1. Журнал «Евангельская вера» «единодушно подвизаясь за веру евангельскую» Фил.1,27 Ни политики, ни полемики, только евангелие Журнал печатался на трёх языках – русском, английском и немецком. В русскоязычном издании адрес редакции: «Der Evangeliums - Glaube» Eisackstr. 14 Berlin-Sehoneberg, Germania. Периодичность выпуска - один номер в месяц. Цена подписки - 2 марки 50 пф. на год, а в США – 1 доллар за год. Журнал издавался с 1931г. На первой странице в нижней рамке лозунг: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём - любовь».
Хочу напомнить читателям, что в Германии к власти в 1933г. пришёл Адольф Гитлер. Поэтому редакция журнала, постоянно находилась в ожидании ареста, так же как и большинство верующих христиан, кто не поддерживал идеи национал-социализма. 1933г., № № 4, 6-7,8, 10, 11 1934г., №№ 1, 2, 3, 4 1935г., № 7-9 1937г., № 1-3 1938г., №№ 4-5, 7-9, 10-11
Журнал «Сеятель истины» 1935г., № №8,3 1936г., №№ 6,8-9 1937г., №№ 4,5,6 1938г., №№ 2, 6,8 1939г., №№ 2, 3
3. Журнал «Братский вестник» №1 1955г. Издание всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов.
4. Письма из Аргентины – 2 шт.
Хочу привести некоторые выдержки из писем верующих, проживавщих в СССР, в адрес журнала «Евангельская вера» 1935г., № 7-9 стр. 29:
Начиная с № 8 за 1933г. в журнале начали публиковать раздел «Страдания верующих в России» (стр. 28). Это сделано для того, чтобы читатели знали истинное положение в России. На основании полученных писем мы можем обрисовать точно истинное положение в России. Писать в письмах за-границу правду для русских, живущих в самой России, очень рискованно. Было много случаев, когда за такие письма людей арестовывали и ссылали.
Но всё-таки некоторые сведения оттуда просачиваются. Не имея возможности писать прямо, верующие сообщали о своём и других страдальцев состоянии путём соответствующих текстов из Писания. А эти тексты очень выразительны. Общее положение в России, не касаясь политики, характеризуется в таком виде:
Огромная часть населения страдает от недоедания и голода. Голод происходит от двух причин:
1. От недорода, постигшего прошлым летом Поволжские области и округи. Этим голодом поражено около 40 миллионов населения.
2. От общей системы отбирания продуктов земли у крестьян. По всем сообщениям, у крестьян забирают зерно и другие продукты в таком размере, что для их самих ничего не остаётся. Такому отбиранию подвергаются не только зажиточные крестьяне (кулаки), но и середняки и бедняки.
К этому надо добавить ещё и часть населения, которая состоит из верующих людей, лишённых хлебных или пищевых карточек, из семей проповедников, высланных в отдалённые места и т.п.
Положение же ссыльных не поддаётся описанию. Система ссылки устроена по принципу фабрики для убиения людей.
Разве это не ужас?
Потому то, побывавший в местах ссылки и испытавший всё это на себе брат и написал, что пребывание в ссылке русских людей (Соловках) по своему ужасу превосходит старую систему испанской инквизиции…
- Доколе, Господи? – восклицает один из авторов письма.
Из писем родственника одному брату в Канаду.
Из первого письма: «Шлём вам очень большую благодарность за ваш гостинец, которым Вы спасли нас от смерти. Страшно подумать, что пришлось пережить до этого нового урожая, но что ожидает – не хочу даже писать. Благодарим за такую Вашу жертву, которая спасла нас от голодной «наглой» смерти. Называю эту смерть «наглой», потому что люди падали, как мухи».
Из второго письма: «Вы стали спасителями нашей жизни».
Из № 4 за 1933г. стр.28-29
«…продовольственное положение в стране ужасное. Члены ГПУ и высшие чины имеют закрытые распределители. Для иностранцев имеются особые магазины, и они хорошо питаются. Но само население просто голодает.
Молодой человек работал на заводе и получал 1,2 фунта хлеба и больше ничего.
О столовых советских сами рабочие говорят: «Первое пусто, а второе -капуста».
На рынке он сам видел, как бабы из-под полы продавали красное собачье мясо. Конина считалась лакомством…Ужасное положение крестьянства. В деревне жизнь стала невозможной. Народ бежит из неё, куда только можно бежать».
Из № 8 за август 1933г. (стр.29)
Как живут рабочие в Украине.
Из Украины. Мы работаем, но до сих пор ещё не получали денег за позапрошлый месяц. Даже если и получишь деньги, на них нигде ничего не купишь. 10 карточек стоят до 5 рублей. Кувшин молока до 5 рублей и т.д.
Крестьянин выносит на рынок полпуда пшена, у него пшено отбирают, а его арестовывают... И картофель отбирают… В кооперативе не выдают ничего кроме хлеба на рабочего – 600 гр., на иждивенца - 250 гр., и живи, как хочешь.
…Жизнь наших братьев и сестёр в СССР очень тяжела, как в материальном, так и в духовном отношении.
Нашего брата …как пресвитера церкви, обложили очень большим налогом в несколько сот рублей. Он должен был его в марте этого года выплатить, иначе его арестуют или сошлют. Все братья и сёстры собирали деньги, поскольку кто мог, чтобы выручить брата, но сейчас все очень нуждаются в куске хлеба, так что каждому трудно оторвать от себя даже один рубль.
Пока ещё братья и сёстры собираются под словом Божьим. Старшие братья на службу никуда устроиться не могут, а все остальные посещают собрания с большим риском потерять своё место.
Цены на продукты очень дорогие. Например: чёрный хлеб стоит 5-6 руб. фунт, чёрная ржаная мука - 250 руб. пуд, гречневая или пшеничная крупа – 6 руб.фунт, манная крупа - 15 руб. фунт, коровье масло - 28 руб. фунт, сахар – 14 руб. фунт, картофель – 2 руб. фунт, керосин 12 руб. литр, десяток яиц - 20 руб., мясо - 7 руб. фунт, но его рискованно покупать, так как продают его тайком и можно купить всякую падаль.
А братья то наши получают жалование всего лишь по 150 руб. в месяц. Вы можете себе представить, как тяжело прожить им на эти деньги всей семьёй. Люди рады даже шелухе от картофеля, но её трудно достать. В городе… (одном из больших городов Украины) ведро картофельной шелухи продают за 15 руб. Кто только может достать макуху или шелуху гречихи, перетирают их на муку и делают из неё лепешки.
Очень много людей умирает от голода. Падают на улицах как мухи. Теперь мобилизуют рабочих и посылают собирать трупы. Очень трудно описать весь ужас, который творится в СССР. Все братья и сёстры умоляют о помощи! Они надеяться, что братья за рубежом спасут хоть некоторых от голодной смерти.
Из №4 за апрель 1934г. (Пасхальный выпуск)
Интересным является сообщение одного из заключённых ГУЛАГа из СССР о праздновании в лагере Пасхи. Заключённые верующие в этот праздничный день отказались работать. Вот как закончился бунт. Стр.28-30:
«…Привели лошадь, возле лежала длинная верёвка. Начальник что-то шёпотом говорил команде. Команда бросилась на нас; связав 8 человек верёвкой, запрягли лошадь и начали тянуть в лес на место работы. Это была ужасная картина. Они упали и раздались душераздирающие крики. Протянув несколько саженей, их развязали, но все лежали, истерически вскрикивая. Их забрали на носилки и отнесли в карцер, в тёмную яму, вырытую в земле. Туда их бросили, без всякой помощи. На снегу видна была кровь….
Видя, что наше дело сорвалось, мы согласились идти на работу. Но нас ожидало тяжёлое наказание: выставить после работы босыми на снег на 30 минут и занесение в личное дело; хлопотать перед коллегией ГПУ о добавлении им срока наказания.
Из тех, которые были привязаны к лошади, одному сломали руку, другому – ногу, а третий на второй день умер; остальные остались живы с малыми повреждениями. Вот так мы праздновали Пасху в 1935г. Но мне Бог помог вырваться из рук безбожников, которые в законах пишут одно, а на деле делают другое».
Голод, смерть, людоедство (стр.29)
Американский инженер, по поручению советской власти, исследовал месторождения нефти в Кубанской области и на Северном Кавказе.
Проехав всю южную Россию от Каспийского моря до Польской границ, т.е. Кубанскую область, Земли Войска Донского, Новороссию и Украину – эти житницы, снабжавшие всю Европу своим хлебом, он останавливался для исследования во многих местах и теперь опубликовал в одной газете свои наблюдения, которые ярко рисуют страшные условия жизни в нынешней России.
«…В большинстве городов, пишет он, умерших хоронят без гробов – прямо зарывают в яму. В деревнях ещё хуже. Там некому следить за порядком, и население, доведённое нищетой и голодом до полного отчаяния и апатии, по неделям не хоронит своих умерших близких, и трупы разлагаются в хатах. Смертность увеличивается с каждым днём. Есть деревни, где уже умерло 80% жителей. В течение текущего года – (он путешествовал в июне прошлого года) по подсчёту властей вымерло больше 10 миллионов.
О хлебе забыли уже думать. Где есть рыба – варят её без соли, а кости мелют и, разведя водой, пекут из них лепёшки. Во всей области нет ни одной собаки, ни одной кошки – все съедены. Выкуривают сусликов – едят и их.
В последнее время то тут, то там стали пропадать дети, которых ловят несчастные страдальцы и часть едят их сами, а часть продают по дорогой цене - в виде фарша. «Власти» издали уже распоряжение, чтобы дети не ходили без взрослых. Впрочем, бывают случаи, что пропадают и взрослые. Люди стали похожи на зверей и живут как звери.
Из №1-3 1937г. стр.18
«…Ужасы в России. Из рассказов бежавшего из ссылки. От бр.Ш из О.Польша. На днях я встретил одного человека, перебежавшего границу из Советской России в Польшу. Изодранная на куски одежда на нём едва прикрывала его тело. Он родом из Киева. Его причислили к «кулакам» (в СССР теперь такое подразделение населения: бедняк, середняк, кулак, буржуй) и выслали в Сибирь.
Пробыв там некоторое время, ему удалось пробраться в Украину, а оттуда он перебежал через границу в Польшу. К голосу его еле можно было прислушаться: он говорил почти шёпотом – это от голода. Страшно было смотреть на этого человека – он весь почернел и похож был на труп. Он рассказывал, что много народа в России умирает от голоду, кушают преимущественно зелень и от истощения умирают.
Несчастный с истерическим плачем умолял властей не возвращать его в Россию».
В №7-9 за 1938г. стр. 18-20
«По просьбе брата И. Козака из г. Чикаго помещаем присланный им в редакцию отчёт о собранных в Америке пожертвованиях на постройку молитвенного дома в деревне Алексеевичи Дрогичинского уезда в Польше.
… Из числа просьб я согласился выполнить лишь одну по причине особо острой нужды в молитвенном доме. Это – просьба братьев в деревне Алексеевичи Дрогичинского уезда, где имеется около 30 верующих братьев и сестёр. Там я более всего работал во время моего11-месячного пребывания, и лично убедился в вопиющей нужде в помещении для собраний.
По возвращении в Америку, в мае месяце 1937г. я познакомил с этой нуждой некоторые русские церкви Ев. Христиан и Баптистов, а так же и отдельных лиц. Благодарение Господу, что за короткое время 1937г. братством в Америке было пожертвовано на постройку молитвенного дома 189 долларов и 25 центов».
Из отчёта кассира З. Соколовского из д. Алексеевичи, Польша, 15 мая 1938г.
«…Когда брат И. Козак был у нас в январе месяце 1937 г. мы созвали деловое братское собрание и вместе с братом решили построить в нашей деревне маленький молитвенный дом, на который приблизительно потребуется 2000 польских злотых.
…В результате его ходатайства перед детьми Божьими, были высланы нам пожертвования от нижеперечисленных братьев:
1. От брата Кифера из Берлина -52,60 зл.
2. От брата Джонсона из Нью-Йорка -78,75 зл.
3. От брата Дейнеки из Чикаго -78,90зл.
4. От брата И. Козака из Чикаго 261.00 зл.
5. Второй раз от брата И. Козака 263.00зл.
Через Гданьский приватный Банк от неизвестного – 15 дол., 79 зл. Итого: 813,25 зл.
Наш молодой виноградник в д. Алексеевичи в Польше, приносит сердечную благодарность братьям, приславшим пожертвования нам лично…».
Находка тайника баптиста в д. Марковичи - несомненно большая удача для сотрудников музея. Понадобится ещё какое-то время для исследования и описания найденного. Однако уже понятно, что в этих журналах опубликована информация о положении народа в СССР периода сплошной коллективизации и атеизма. Если бы данные журналы были найдены в период правления Иосифа Сталина, то их хозяину светило бы не менее 10 лет исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую пропаганду и агитацию. Поэтому их и прятали в укромном месте на чердаке старого дома, пережившего войну.
Прочитав сохранившиеся письма, мне удалось установить их автора, который приезжал из далёкой Аргентины в конце 1938 г. к себе на Родину в д. Марковичи и привёз местным баптистам (родственникам) несколько десятков журналов. Это Резько Николай Павлович 1908 г.р. Его мать Резько Анна Фёдоровна проживала в Марковичах.
Вот такая история находки. Документы – упрямая вещь. Для тех, кто изучает советскую историю, они помогут разобраться в том, что сейчас называют Голодомором и сплошной коллективизацией.
Работал над материалом Сергей Граник
Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.
Время работы: 8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)
Телефон: (801644) 7 14 22
Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.
Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.
E-mail: dwhm@d-cult.brest.by
Группа музея в vk.com
Группа музея в Facebook